Клетка языка

В этой статье раскрываются связи между языком человека и его восприятием реальности. Рассказывается о неизвестных широкому кругу исследованиях восприятия человека. Проясняется теория лингвистической относительности.

Проблему связи языка и восприятия мира стали изучать сравнительно недавно. Под языком понимается не только система знаков коммуникации, но и любая знаковая система вообще. Это языки формул и символов, к примеру математики и химии, язык архетипов и мифологических структур. Исследователи: психологи, лингвисты, антропологи и семиотики, пришли к парадоксальному в рамках линейной логики выводу. Мы не способны не только понять, но и воспринять структуры и их отношения, никак не соотнесенные с языковыми паттернами.

 

Поясню. Мы не можем не только понять, но и увидеть и представить то, что совершенно не соотнесено с языковыми структурами. Даже если это будет каждый день мелькать перед самым нашим носом. Именно поэтому на фото иногда появляются невидимые нам структуры – шары, груши, бублики. На самом деле они имеют более сложную топологию и, возможно, иную, дробную размерность. Пленка аналогового фотоаппарата фиксирует доступную ей часть отраженных сигналов – ультрафиолета, инфракрасного и видимого излучения. Это упрощенное изображение мы воспринимаем. Хотя наш глаз – гораздо более мощный оптический прибор. Мозг отсекает «лишнее», и связано это с наличием семантического уровня в бессознательном. Семантического фильтра. Я приведу примеры, доказывающие это с абсолютной очевидностью.

 

Э. Сэпир и Б. Уорф, американские лингвисты, открыли принцип, названный теорией лингвистической относительности». Для наук о человеке это сравнимо с теорией относительности Эйнштейна в физике. Впрочем, предоставлю слово Б. Уорфу: «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (категории и типы) самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит – в основном, языковой системой, хранящейся в нашем сознании... Мы сталкиваемся, таким образом, с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или, по крайней мере, при соотносительности языковых систем».

 Э. Сепир и Б. Уорф

Сепир и Уорф опирались на исследования индейских языков хопи, нутка, навахо. Они были пионерами, последующие исследования других языков полностью подтвердили теорию.

 

Вывод теории таков – то, что не присутствует в нашем языке, отсутствует в восприятии. И это проявляется даже на внешнем семантическом уровне сознания. Уровне, который заполняется в процессе воспитания и коммуникации. Восприятие бушмена поразительно отличается от нашего. В прямом смысле слова мы видим немного разные реальности. Ниже приведены факты, полностью подтверждающие это.

 

Еще более поразительные факты предоставляют психологи, занимающиеся глубоким гипнозом и изучающие последствия постгипнотических установок. Люди, у которых блокировали память о каких-либо предметах и явлениях, связанных с этими предметами, переставали их видеть и даже ощущать. Если действие данного предмета было безусловным, например, его вкладывали в руку, испытуемый давал совершенно непривычные и иногда неадекватные описания предмета.

Опыты психологов В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко показывают, что даже предметы, семантически связанные с «запрещенными», выпадают из поля зрения испытуемых. Человек при этом попадает в реальность, значительно отличающуюся от привычной. Это является самым убедительным доказательством теории лингвистической относительности.

Язык является каркасом нашего мира. Его семантические конструкции – прутья, на которые нанизывается опыт, представления и интуитивное, стремящееся себя выразить знание. Культурный слой носителей языка – верхушка айсберга. Более глубинные, архитипичные слои в прямом смысле строят нашу психику. В них кроются корни многих общечеловеческих и личностных поведенческих алгоритмов и психосоматических реакций. На этом уровне заложены, а на культурогенном и бытовом закреплены ограничения внутренней свободы. Одно из этих ограничений – возрастной порог.

 

Некоторые прикладные психологи и эзотерики наивно полагают, что повторение аффирмаций, настраивающих на долгую жизнь, существенно отодвинут старость. Да, с одной стороны, вода камень точит. Многократные повторения в течение долгого времени просочатся в подсознание и осядут там. Даже окажут некоторое влияние. Но где осядут? В слое, пограничным с сознательным. Архитипичный слой знаковых структур будет не затронут. А именно в нем прописано, что сто – это верхний предел. Работать на этом уровне визуализации и аффирмации не могут. Тут надо применять более мощные инструменты, при этом оказывая точечное воздействие. Последнего пункта лишена холодинамика и подобные ей по силе приемы. Вызванные ими процессы не поддаются контролю, не о каком программировании и речи быть не может. Выходит тупик? К счастью, нет. Выход там же где вход. Нам еще предстоит в этом убедиться.

 

Чтобы преодолеть семантический фильтр, надо выходить на первичные структуры языка – глоссы, его строящие. Дикий, живой язык способен открыть запертые двери нашей сущности. Не просто открыть – изменить то, что мы считаем само собой разумеющимся. Например, барьер продолжительности жизни или скорость метаболических реакций. Заговоры, наговоры, заклятия – это попытки овладеть паттернами живого языка. Это эмпирический путь. На ощупь, по стеночке. Те, кому удалось прикоснуться к семантическому уровню, творили чудеса. Чудесные исцеления, необоримые, заговоренные воины и многое другое.

 

Я уже касался феномена языка в прикладном аспекте. В статьях «Секреты внутренней аптеки», «Психические таблетки», «Ты сам себе целитель», «Заговоры – невежество или утерянное знание?» раскрыты законы составления заговоров, наговоров и заклятий для носителей русского языка и культуры. Корни одни, но каждый язык накладывает свою специфику связи смыслов и их звукового представления. В закрытом разделе выложена таблица связи звука, цвета и эмоционального восприятия. В последующих постах рубрики «Психосемантика» начну делиться скромной авторской разработкой под названием «универсальный семантический ключ».

 

Методика на стыке семиотики, НЛП, психосемантики и практических приемов суггестии. К сожалению, сплав теории и практики этих направлений практически не отражен в паблике. Я чуть приоткрыл одну сторону темы в статьях «Скрытый гипноз – миф или реальность?», «Основы скрытого гипноза», «Приемы скрытого гипноза». Это только введение. Без постановки голоса, освоения некоторых приемов саморегуляции и знания основ калибровки, 100% речевая суггестия не получится.

 

Я верю, что поиски в этом направлении недоступны людям с грязными намерениями. Знание само себя защищает, ведь для его освоения требуется работа над собой. Мечтающий о личной власти пойдет гораздо более простым и действенным для себя путем. Исследователи, взыскующие власти, бывают только в романах, книгах и комиксах. Пример тому – Никола Тесла, чье поистине грандиозное могущество не было направлено в угоду низких интересов.

 

Эта статья – приглашение к размышлению. Время, в котором нам суждено жить, необычно. Не пройдет и десяти лет как в этом убедятся даже непробиваемые скептики. Не только изменения геополитической и экологической ситуации ждут человечество. Мы на пороге фундаментальных открытий, которым под силу изменить лицо цивилизации. Открытий, сравнимых с выходом в космос, овладением энергией атомного распада и созданием компьютера и всемирной паутины. Мы приблизились к открытию внутренней реальности. Ключ к этой двери – живой метаязык человечества.

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

У нас есть залежи уникальных материалов. Мы ждём Вас в Пещере Платона! Какие блюда в меню: Что происходит — аналитика, прогностика (предсказания раз от раза сбываются), конспирология. Фундаментальные знания — что такое мир и что такое мы. Пища для ума — от природных феноменов до разбора псалмов. Нелинейные практики и квесты (широкий диапазон приёмов). Многое иное от теорики сновидений до практик выживания.

Пещера Платона

Search