Диаграмма ИшикавыЭтот пост продолжает тему креативных техник и знакомит с еще одним мощным приемом. Прием известен как fishbone diagram – «диаграмма рыбного скелета». Впервые использован прототипом Шерлока Холмса Джозефом Беллом, за сто лет развился до полноценного метода структурного анализа. Современный аналог fishbone diagram – диаграмма Ишикавы.

 

Этот прием напоминает mind map (интеллектуальные или ментальные карты), но более конкретен и заточен четко на нахождение точки сбоя причинно-следственного ряда. Если ты не знаешь что такое ментальная карта (mind map) познакомься со статьей «Креативные техники достижения результата». В ней изложены правила построения классических ментальных карт (mind map).

 

Чему научит эта статья?

Если тебе позарез необходимо выяснить причину известного следствия, «рыбный скелет» поможет тебе в этом. Например, имеется следствие – тебя внезапно уволили или полетела какая-то сложная система. Природа системы не важна, с помощью диаграммы Ишикавы ты восстановишь весь причинно-следственный ряд и найдешь точку сбоя, поломки, изменения решения.

Что делать с найденной точкой сбоя?

Это зависит от тебя. Можно попытаться вернуть все на круги своя, а можно использовать это знание для прогиба системы под себя.

Где применяется диаграмма Ишикавы?

Самые распространенные области:

анализ эффективности бизнес-процессов;

анализ факторов, влияющих на качество оказываемых услуг;

анализ причин отказов технических систем.

Применяем креативный прием «рыбный скелет»

1. Определись с объектом исследования – это твое следствие. Например: объект исследования вопрос – кто в офисе украл мой кошелек? Следствие – кошелька нет.

2. Найди момент, когда система была в равновесии – твой кошелек 100% был на месте.

3. Начерти или нарисуй линию, как показано ниже.

 

4. Добавляй ответвления, каждое из которых будет группой факторов, влияющих на объект исследования – пропажу кошелька в офисе. Например, помимо тебя работают три сотрудника, значит себя добавляешь включительно.

 Диаграмма "Рыбный скелет" 1

На примере показано два фактора, ты должен включить все. Графически ты ставишь отрезок под углом и подписываешь его.

Диаграмма "Рыбный скелет" 1 

5. Добавляй в каждую группу факторы влияния на объект исследования. Смотри внимательно.

Я пометил Васю цифрой, чтобы ты понял – на примере лишь малая часть схемы гипотетической ситуации. Далее идут Соня, Петя и прочие. К Соне как горизонтальный фактор включается Маша – подружка, которая заходила к ней. Смотри дальше, научишься – Шерлоком Холмсом станешь!

6. Теперь масштабируй события с привязкой по группам или иначе категориям факторов. Схема такая – к каждому фактору добавляешь подфакторы до тех пор, пока не систематизируешь все, что знаешь.

 

Диаграмма "Рыбный скелет" 3

 

Для каждой ветки будет несколько подветок. По мере масштабирования какие-то факты попадут в разные категории факторов – в разные группы. Обычно они являются ключом проблемы.

Будет совсем хорошо, если ты пометишь цветом или значками – плюсами, звездочками, факторы по степени вероятности. От наиболее вероятных до наименее. Потом глядя на то, что получится, ты заодно оценишь свои стереотипы. То, что тебе казалось наиболее вероятным, как правило, ошибочно.

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Похожие статьи

Последние

янв 07, 2018 2246

Магуйские истории. Экстрасенсы vs колдуны

В этом выпуске откроются глубокие различия между экстрасенсами (биоэнергетиками) и…
янв 04, 2018 1074

Сигналы будущего

Бесплатный квест по технологии Достижимых сказок
дек 10, 2017 2363

Мы теперь и в Телеграмме

Вот уже несколько дней существует наш канал в Телеграмм. Честно говоря никогда не…
дек 05, 2017 3483

Магуйские истории: Лифтеры. Часть 3

Во второй части мы остановились на разговоре о страже пажей. Думаю, многим будет…
нояб 28, 2017 3535

Магуйские истории: Лифтеры Часть 2

В этой части ты узнаешь о моих дальнейших приключениях, и мы разберем, кто такие…
logoshkola.png

Владимир Даров
Практик саморазвития и решения психологических проблем.
Создатель и автор этого проекта.
Создатель центра "Охотник за Силой"
Создатель направления "Достижимые сказки".

Что-то ищем?